Добро пожаловать! Наши мастер классы подходят для учеников любого возраста и подготовки! Опытные мастера покажут Вам как написать картину любой сложности и уже к концу первого занятия Вы сами создадите свой первый шедевр! Все материалы для творчества предоставляются нашей студией, с Вас только хорошее настроение! На протяжении мастер класса в свободном доступе будут чай, кофе и вкусности.

Введение

Выставочное пространство посвященное отображению этапов освоения Арктики и Антарктики имеет ряд специфических особенностей, которые следует учитывать при проектировании экспозиционной среды для будущих выставок. Главной такой особенностью выступает географическое положение этих регионов, которое делает их недоступными для изучения большинством обычного населения. Решением пробелов в ознакомлении с особенностями климата и жизни живых существ должны быть новейшие интерактивные технологии экспозиционного пространства, направленные на максимальное погружение взаимодействующего с ними человека, методом искусственного воспроизведения окружающей среды рассматриваемых территорий. Многие музеи сосредоточены на отображение хронологии освоения Арктики и Антарктики с помощью «сухого» неживого искусственно созданного пространства из собранного архива, содержащего в себе документацию, дневники ученых, фотографии, предметы быта и многое другое, дополняя картину макетами живых существ, обитающих в данных территориях. Такое решение довольно консервативно, что позволяет ознакомиться с данным разделом теоретически, но не практически. Таким образом, такое выставочное пространство можно считать «односторонним», то есть, не осуществляющим процесс взаимодействия экспонируемой площадки с посетителем музея. Существенным недостатком такого пути развития выставочного пространства является то, что в теории человеку практически невозможно донести настоящую специфику Арктической жизни и ее особенностей. Тема исследования довольно актуальна, так как предпроектный анализ позволил выявить, что в России музейное пространство выстраивается преимущественно  в одностороннем порядке методом экспонирования тематических архивов и артефактов, чего не скажешь, сравнивая с зарубежными аналогами, которые проявляют настоящий полет фантазии, учитывая все возрастные группы посетителей, что тоже является важным аспектом. Возрастная ориентация музея, не менее важный вопрос, недостаточный подход к решению которого ведет к тому, что выставочное пространство может быть не адаптировано как к физическому восприятию экспонатов, так и к сознательному. Примером такой проблемы могут служить слишком высоко поднятые экспозиционные стойки с экспонатами, с которыми не смогут подробно ознакомиться низкие ростом люди или дети, что является физической невосприимчивостью. Пример сознательного может проявлять себя тогда, когда подается «сухая» научная или историческая теория, которая не заинтересует возрастные группы до 18 лет. Таким образом, экспозиционное пространство, это не просто красиво стоящие в хронологической последовательности экспонаты, а тщательно продуманный проект, создающий некую игру между зрителем и экспозицией, желательно с возможностью двустороннего взаимодействия, что позволит поддержать интерес любого посетителя как можно дольше, а так же, закрепит, тем самым, полученные в результате знания, которые будут подкреплены яркими воспоминаниями о посещении музея.

Методом сравнительного анализа российских и зарубежных аналогов музеев посвященных Арктике и Антарктике можно выявить путь развития выставочных технологий, дать им трезвую оценку на фоне выявленных достоинств и недостатков и сформировать прогнозы на будущее.

 

Российские музеи Арктики и Антарктики

Московский мультимедиа Арт Музей. Выставка «Антарктида. История. Антарктопия.»

Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ) / Музей «Московский Дом фотографии» — музейно-выставочный комплекс и первый российский музей, специализирующийся в области фотографии. Основан как «Московский Дом фотографии» в 1996 году Правительством Москвы по инициативе Ольги Свибловой, которая стала директором МДФ. В 2003 году Московский Дом фотографии был преобразован в Мультимедийный комплекс актуальных искусств. На официальном сайте комплекс чаще называется «Мультимедиа арт музеем» (МАММ).

Центральное место в экспозиции занимает кураторский проект художника Александра Пономарева, ставший хитом 14-й Венецианской биеннале архитектуры. По идее Тотана Кузембаева, павильон Антарктиды в Венеции мог бы стать напоминанием о грядущих климатических и экологических изменениях. Из вод лагуны на высоту 58, 3 метра возносится «лес» антенн: когда все льды Антарктиды растают, именно на этот уровень поднимется мировой океан.

Ближе к «арт-полюсу» изысканий участников «Антарктопии» находится «Колокол» Юрия Григоряна («Проект Меганом»). Конусовидный объект, вросший в лед, может служить убежищем во время снежных бурь, в то же время его пространство усиливает природные звуки Антарктиды и «содействует открытию бесконечно новых сочетаний и композиций». Покрытый ледяным панцирем искусственный плавающий остров, придуманный Сергеем Скуратовым, поначалу кажется конкретным архитектурным объектом. Понятная органическая форма, точно указаны ее высота и диаметр, детально описаны стены бухты, врезанной в тело острова,  но далее в описании автор настаивает на том, что главная функция его творения метафорическая: «Что это – искусственный остров, центр исследований Антарктиды, развлекательный туристический лайнер нового поколения, плавающая тюрьма для опасных преступников, военная база страны-агрессора или новая штаб-квартира ООН, курсирующая вокруг ледяного континента, – вне предмета художественного высказывания. Это лишь образ и форма жизни в фантастическом, почти инопланетном мире Антарктиды здесь, на Земле. Это еще одна попытка взаимодействия».  Абсолютно «своим» в фантастическом белом мире кажется сооружение, разработанное учениками Захи Хадид, и видно, что под ее чутким руководством. Трансформирующийся антарктический научно-исследовательский центр стыкуется со льдами как естественное продолжение их рельефа. Его архитектура не просто текуча и биоморфна – она должна адаптироваться к изменчивым, экстремальным условиям по природным моделям. При этом у объекта сложная функциональная программа – это и научная база, и курорт, и место проведения конференций, и выставочное пространство. У антрактической природы учатся проектированию и российские архитекторы Алексей Козырь и Илья Бабак. Их оранжерея «Мак полярный» предназначена для наблюдений за растениями, выживающими в низких температурах, для ботанических и медицинских опытов. На первый взгляд, план здания похож на снежинку, но на самом деле, он воспроизводит структуру сердцевины «мака полярного». Всеми лепестками этот цветок может отклониться, чтобы поймать максимум солнца. Подобным образом ведут себя и «отростки» станции, точнее, установленные на них сенсорные солнечные батареи.

Лиза Винтова подумала о психологическом состоянии людей, живущих и работающих в Антарктиде. Ее ландшафтный объект «Земные привязки» – декорации изо льда, вызывающие ассоциации с привычным, родным миром, воссоздающие знакомые «культурные коды». Их созерцание могло бы стать профилактикой депрессии от длительного пребывания в монохромной, практически беспредметной среде. Важную роль при этом играет меняющаяся подсветка – она восполняет дефицит сочных цветов.

Принял в проекте участие и Хью Бротон, один из ведущих мировых проектировщиков научно-исследовательских объектов в полярных регионах. В 2005 году его мастерская выиграла международный конкурс на проектирование британской научно-исследовательской станции «Хэлли VI» в Антарктике. Первая, полностью перемещаемая исследовательская база в мире, «воплощение шагающих городов Аркигрэма», создавалась с учетом минимального вмешательства в местные экосистемы. Она должна была стать безупречно работающим «механизмом для проживания» в условиях пятидесятиградусного мороза и ветра скоростью 150 км/час. И не на последнем месте стоял вопрос личного комфорта тех, кому предстояла длительная жизнь в «морозильнике».

«Проектирование начинается с простых вопросов: как вы просыпаетесь? Что вы чувствуете под ногами, когда вы встаете с постели? Какого цвета ваша комната? Как защитить индивидуальность при сохранении общности?», –  поясняет автор. Дизайн интерьера всеми средствами – цветами, материалами, конструкциями мебели, был призван противостоять психологическим лишениям, которые может испытывать человек в ледяной пустыне.

На территории Антарктиды, по мнению исследователей из МMA, любые привычные строительные модели проигрышны. Вместо них предлагается концепция «Мигрирующие города» –  легкие парящие конструкции, без фундаментов и закрепленных сетевых систем. В последних они не нуждаются, так как получают энергию с космических станций и не зависят от потребления ископаемых видов топлива. «Архитектурные дирижабли» могут свободно автономно парить или, подобно пингвинам, сбиваться в «стаи»-сообщества.

 

Российский государственный музей Арктики и Антарктики

Музей Арктики был открыт для посетителей 8 января 1937 г., однако решение о его создании было принято значительно раньше. Уже в 1920-х годах в связи с активным исследованием Арктики многие видные полярники и ученые выступали с предложениями об организации постоянно действующего полярного музея. В 1930 г. Президиумом ЦИК СССР было утверждено решение о создании Всесоюзного арктического института (ВАИ), в котором в качестве специального отдела предусматривался музей Арктики. Первоначально экспонаты музея хранились в подвале ВАИ и использовались только для проведения выставок. В 1933 г. Арктическому институту для создания музея было отдано в аренду здание бывшей Никольской единоверческой церкви на улице Марата, построенное в 1820—1838 гг. по проекту архитектора А. И. Мельникова. В течение 1934—1936 гг. по проекту архитектора Сивкова помещение бывшего храма было реконструировано под музей. В это же время сотрудники музея Арктики разрабатывали научную концепцию, готовили и собирали экспонаты, создавали стационарную экспозицию. Активное участие в организации музея принимали ученые и исследователи Арктики: первый начальник Главного управления Северного морского пути О. Ю. Шмидт, первый директор ВАИ Р. Л. Самойлович, академик Ю. М. Шокальский, научные сотрудники ВАИ В. Ю. Визе, Я. Я. Гаккель, А. Ф. Лактионов, Н. В. Пинегин и др.

С момента открытия музея его сотрудники стремились оперативно реагировать на все важные события в Арктике. Так, уже в сентябре 1938 г. открылась экспозиция, посвященная работе первой дрейфующей станции Северный полюс-1 (май 1937 г. — февраль 1938 г.). В ней была представлена жилая палатка папанинцев, их личные вещи, приборы и оборудование.

Музей быстро получил не только отечественное, но и международное признание. В 1937 г. на Всемирной выставке в Париже его экспонаты были удостоены Почетного диплома. В 1950-х годах начался новый этап в освоении полярных регионов земного шара — планомерное исследование Антарктиды. Коллекцию музея пополнили новые экспонаты из первых советских антарктических экспедиций. В июле 1958 г. музей получил новое название — Музей Арктики и Антарктики.

2 февраля 1998 г. Постановлением Правительства Российской Федерации музею был присвоен новый статус — Российский государственный музей Арктики и Антарктики (РГМАА). В настоящее время РГМАА является крупнейшим в мире музеем, коллекция которого (около 100 тысяч экспонатов) посвящена полярной тематике. В ней представлены археологические памятники и реликвии, относящиеся к истории освоения Северного морского пути, в том числе археологическая коллекция предметов быта поморов первой половины XVII века, найденная экспедициями АНИИ под руководством А. П. Окладникова (1945 г.) на крайнем северо-востоке Таймыра и М. И. Белова (1968—1973 гг.) на месте существования древнего русского города Мангазея.

В числе экспонатов также приборы и экспедиционное снаряжение, письменные, картографические и печатные источники, фотодокументы. В фондах музея хранятся фотографии, запечатлевшие многие значительные события в Арктике, в том числе начальный период существования первого в мире арктического линейного ледокола „Ермак” (1899—1901 гг.), деятельность Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (1910—1915 гг.), поход на ледоколе „Красин” для спасения участников итальянской экспедиции на дирижабле „Италия” (1928 г.), работу первых дрейфующих станций СП и первых советских антарктических экспедиций. РГМАА располагает архивами известных полярных капитанов, советских полярных исследователей, а также конструкторов первого атомного ледокола „Ленин” и атомного ледокола „Арктика”.

Интересна коллекция живописи и графики, в которой представлены произведения художников А. А. Борисова и Н. В. Пинегина, самобытные творения Тыко Вылка и студентов Института народов Севера, представителей советского реализма И. П. Рубана, М. А. Канеева, В. В. Фоменко, Н. Мартынова, О. Котельникова, А. Медведева, работы участников САЭ Н. И. Швыркова и В. И. Костырского, а также профессионального путешественника Ф. Конюхова.

 

Музей художественного освоения Арктики им. А. А. Борисова

Здание было построено в 1897 году, а музей начал работать с 1994 года.

Музей художественного освоения Арктики носит имя Александра Борисова — первого полярного живописца. Борисов, ученик Ивана Шишкина и Архипа Куинджи, участвовал в арктических экспедициях, писал Крайний Север с натуры в конце XIX — начале XX века. Его картины и зарисовки служили ценным материалом для исследователей Арктики и  принесли художнику мировую известность.
Музей имени Александра Борисова открыли в Архангельске — городе, из которого художник с исследователями отправлялись в экспедиции на Новую Землю. Экспозиция располагается в старинном здании — памятнике архитектуры XIX века — «Торговом здании с каретным сараем» (постройка 1897 года). В 1997 году здесь начались реставрационные работы, а в 2002 году открылась первая выставка — «Художник вечных льдов».

Сегодня для посетителей в музее открыты пять залов. Один из них посвящен полярным экспедициям XIX–XX веков. Здесь можно увидеть карты, макеты кораблей, навигационные приборы и путевые записи.
Другие залы рассказывают о жизни и творчестве Александра Борисова, о его зарубежных поездках, заслугах и наградах. В фондах музея хранится около 400 работ первого полярного живописца.
Особое место в музее занимает творчество Ильи Вылки — ученика Борисова, ненецкого художника и общественного деятеля. Отдельная экспозиция знакомит посетителей с декоративно-прикладным искусством народов Севера.

 

Северный морской музей

Музей был создан в 1970-е годы моряками Северного морского пароходства. В 1993 году музей получил статус государственного. Экспонаты музея «рассказывают» всю историю морского освоения Севера, начиная с морского устава, написанного Петром I (в нашем фонде перепечатка 1825 года). Северный морской музей находится в историческом центре города, откуда Архангельск начинался как монастырский центр и как главный порт. Сам музей располагается в здании бывшего морского вокзала и между двумя пристанями: бывшей Соборной (ныне Красной) и так называемой пристанью Дальних экспедиций. Здесь же находится ресторан «Север» и таможенные склады.

Музей был создан в 1970-е годы моряками Северного морского пароходства. В 1993 году музей получил статус государственного. Экспонаты музея «рассказывают» всю историю морского освоения Севера, начиная с морского устава, написанного Петром I (в нашем фонде перепечатка 1825 года).

Основная экспозиция  «Тысячелетие северного мореплавания» стилизована под «парусный корабль», где декоративные конструкции выполнены в виде различных фрагментов судовых чертежей, деталей такелажа, элементов внутреннего и внешнего устройства судна.

Витрины из прозрачного и матового стекла с подсветкой, где разместились музейные экспонаты, должны рождать в воображении посетителей образы огромных айсбергов в арктической пустыне. Шум моря и крики чаек — еще один штрих, помогающий передать суровую и прекрасную атмосферу арктического плавания.

Дизайн-проект выполнен заслуженным художником России Евгением Богдановым — известным московским дизайнером музейных экспозиций и выставок. Акцент сделан на основополагающую роль Архангельска — первого международного морского порта России, колыбели отечественного государственного и частного судостроения, центра изучения, освоения и практического использования ресурсов Арктики.

Музейная экспозиция условно поделена на две тематические части: «Эпоха парусного флота» (XI – середина XIX века) и «Эпоха судов с металлическими корпусами» (конец XIX – XX века). Здесь наряду с подлинными историческими памятниками (архивными документам, редкими книжными изданиями, картами, поморскими снастями и т.д.) представлены разнообразные вспомогательные материалы – модели судов и кораблей, макеты судового оборудования, различные судовые устройства и приборы.

 

Тиксинский музей изобразительного искусства и культуры Арктики

Музей в поселке Тикси, являющийся самой северной художественной коллекцией, был сформирован в 1976 году на основе безвозмездной передачи работ Союза художников СССР и Якутии. Собрание Тиксинского музея включает художественную и историческую коллекции. В музее рассказывается об истории освоения края — о временах первых землепроходцев и о Великой Северной экспедиции.

В экспозиции представлены произведения художников И.А. Зариня, Э.К. Илтнера, Х.Д. Хушвахтова, К.И. Кобизевой, Р.Ч. Чарыева, А.Н. Осипова, Э.С. Сивцева, В.Р. Васильева, А.П. Мунхалова и др. В золотом фонде музея — работы народных художников СССР Ф.П. Решетникова («Портрет Героя Советского Союза О.Ю. Шмидта») и Л.Е. Кербеля.
Также в постоянной экспозиции музея можно увидеть живописные произведения полярного художника И.П. Рубанова «Одинокая стоянка».
22 сентября 2015 года в Тиксинском музее изобразительных искусств и культуры Арктики был открыт виртуальный филиал Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), а также рабочие станции информационно-образовательного центра «Русский музей».
Музей является филиалом Национального художественного музея Республики Саха (Якутия).

 

Ледокол «Красин»

Ледокол «Красин» — памятник истории федерального значения. Несколько десятилетий знаменитый корабль-спасатель был самым мощным арктическим ледоколом в мире. Первое название ледокола — «Святогор». Судно построили в Англии при участии русских инженеров. Строительство началось 21 января 1916 года, а через год корабль спустили на воду. «Святогор» вел английские суда сквозь льды. Осенью 1917-го он прибыл в Архангельск. После революции ледокол был затоплен, затем перешел в собственность Великобритании, а позже — ходил под норвежским флагом. Дипломат Леонид Красин приложил много усилий, чтобы вернуть ледокол в Россию, в память о нем в 1927 году кораблю присвоили новое имя — «Красин». Ледокол работал на Балтийском море и в Арктике. В 1928 году он спас экспедицию Умберто Нобиле и пассажирское судно «Монте Сервантес». «Красина» наградили орденом Трудового Красного Знамени. В 1934 году ледокол участвовал в спасении челюскинцев. В период Великой Отечественной войны он проводил караваны судов через северные моря. В послевоенное время ледокол капитально отремонтировали и модернизировали, а с 1972 года «Красин» стал научно-исследовательским судном и продолжал трудиться в Арктике.
Сегодня ледокол «Красин» — филиал калининградского Музея Мирового океана. Экспозиция музея-ледокола рассказывает об истории «Красина», о подвигах его экипажа. Здесь проводят экскурсии в машинное отделение судна и знакомят с историческими событиями, участником которых был знаменитый корабль-спасатель.

 

Музей истории освоения Арктики имени Отто Шмидта

Открыт в Мурманске 24 апреля 1971 года. Все школьники СССР в начале 70-х годов были погружены в исследовательскую работу «Моя Родина — СССР». По инициативе первого директора и учителей школы № 46 советские ученики стали собирать материалы о знаменитом исследователе Севера XX века — Отто Шмидте. Отто Юльевич руководил легендарными экспедициями на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин». Школьники переписывались с ведущими краеведческими музеями страны, Всесоюзным географическим обществом освоения Арктики и Антарктики и находили новые имена, связанные со знаменитым географом. На письма учеников откликнулись родственники Отто Шмидта — жена Ирина Владимировна и сын Сигуд Оттович. За год активных исследований ребятам удалось собрать столько материала, что появилась необходимость создать музей.
Музей ведет активную научную деятельность уже более 40 лет — все исследования проводят школьники. Здесь они изучают Арктику и историю освоения российского Севера. В музейных фондах находится около 2000 экспонатов — это подлинные фотографии Отто Шмидта, Ивана Папанина, Владимира Воронина, книги конца XIX века, письма исследователей. В Музее истории освоения Арктики действует 15 экспозиций. Материалы постоянно пополняются.

На сегодняшний день в музее работают 15 экспозиций: «812 дней во льдах», «От полюса до Гренландии на льдине», «На лыжах — к полюсу», «Первые герои Советского Союза», «Подвиг Челюскинцев», «Арктика — на вершине планеты», «На собачьих упряжках от Чукотки до Мурманска», «Первые советские ледоколы и капитаны», «Научные работы в Арктике», «Ученые в Арктике», «Современный ледокольный флот», «Мурманск — ворота в Арктику», «Арктика и Полярный мост».

Российский этнографический музей. Выставка «Арктика-земля обитаемая»

Росси́йский этнографи́ческий музе́й — один из крупнейших этнографических музеев Европы. Основан, как этнографический отдел Русского музея, императором Николаем II во исполнение воли и в память его отца императора Александра III Именным высочайшим указом № 11532 от 13 (25) апреля 1895 года. «Об учреждении особого установления под названием „Русского Музея Императора Александра III“ и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Расположен в Санкт-Петербурге, на Инженерной улице, дом 4/1, рядом со зданием Русского музея. Здание музея построено в 1902—1913 годах по проекту архитектора В. Ф. Свиньина.

Выставка «Арктика – земля обитаемая» предлагает совершить путешествие по российским полярным просторам. Вниманию посетителей представлено более пятисот экспонатов из собрания Российского этнографического музея, характеризующих культурные традиции арктических народов. Посетитель здесь сможет увидеть поморский карбас и чукотские нарты, интерьер рыбацкого стана и ненецкое святилище, карельского рунопевца и селькупского шамана. На выставке представлены вещи, характеризующие бытовую культуру староверов и русского старожильческого населения: марковцев, чуванцев. Вниманию посетителей предлагается все многообразие меховой одежды, используемой коренными обитателями арктических территорий. Несмотря на то, что традиционный костюм имеет ярко выраженную этническую специфику, которая проявляется в особенностях кроя, украшениях, расположении декора, костюм каждого из северных народов являет собой пример адаптации к суровым природным условиям. Принципы защиты от холода, выработанные коренными народами, легли в основу современного костюма, используемого полярниками и всеми, кто работает в Арктике. На выставке демонстрируется костюм участника Первой дрейфующей станции СП – 1 из коллекции Российского государственного музея Арктики и Антарктики.

Выбор для показа таких этнографических сюжетов, как хозяйственно-промысловые практики, мореплавание и торговля, домашний очаг и одежда, обряды и верования, миссионерская деятельность, обусловлен главной задачей выставки: показать, используя какие ресурсы и применяя какие стратегии, люди освоили арктические территории.

Знакомство с подлинными археологическими, историческими и этнографическими артефактами, а также с изображениями исторических фотографий, документов и живописных работ, характеризующих северные культуры, позволит посетителю получить представление о тех общих и уникальных чертах в этнокультурных традициях, совокупность которых формирует образ общего для всех «арктического дома».

 

Зарубежные музеи Арктики и Антарктики

Аттракцион ‘Antarctic Journey’ в центре Nobbies, остров Филлип

Экспозиционное пространство аттракциона переносит зрителя в мир Антарктики с помощью применения интерактивных технологий, позволяющих полноценно передать все особенности ее сурового климата. Специальные температурные помещения, тепловой сравнительный анализ изображения пингвина и человека, а так же, большая мультимедийная инсталляция, демонстрирующая ландшафт и живую природу вдоль пути от острова через всю Антарктиду. Завершающим этапом экспозиции является площадка дополненной реальности, позволяющая посетителю взаимодействовать с выставочным пространством и рождать тем самым виртуальные образы, воспроизводящие пингвинов или кита, реагирующего на движения.

 

Кентерберийский музей

Музей расположен в центральной части города Крайстчерч, Новой Зеландии. Начал свою работу в 1867 году под руководством Юлиуса фон Хааста, коллекция которого формирует все экспозиционное ядро. Здание построено в стиле неоготики по проекту архитектора Бенджамина Маунтфорта и было открыто в 1870 году. Через два года после открытия здание было расширено дополнительным этажом в викторианском готическом стиле. На протяжении следующего десятилетия музей продолжил расти, результатом чего стала дополнительная достройка внутреннего двора с навесом в 1882 году, а так же, новое крыло в 1958, с последующим укреплением всего здания в середине 1990-х.

Экспозиционная площадь музея посвящена объектам и истории эпохи освоения Антарктики и ее открытия, охватывая период, начиная с путешествий Скотта и Шеклтона, заканчивая первым автоматизированным походом на Южный полюс. Экспозиция включает в себя экспонаты, относящиеся к экспедициям Скотта 1901-1904 и 1910-1913 года, с которой он не вернулся. Так же, имеются реликвии с экспедиций Шеклтона 1907-1909 года и несколько экспонатов из норвежской антарктической экспедиции Амундсена 1910-1912 года. Вокруг экспозиционного ядра представлены природные образцы, собранные учеными во время экспедиций на протяжении последнего столетия.

 

Музей естественной истории. Выставка «Полярная станция Антарктида»

Выставка представляет собой серию интерактивных экспонатов, объединенных общей тематикой. Игровые платформы позволяют посетителям с помощью 3D изображения почувствовать себя в эпицентре событий и попасть туда, куда физически не представляется никакой возможности. Что бы орудовать под водой, проживая судьбу водолаза, детям недостаточно просто нажимать кнопки, необходимо применять плавательные движения, которые будут считываться датчиками и передаваться в программу.

 

Музей слияния в Лионе

Музей похож на «хрустальное облако» из стекла, бетона и нержавеющей стали. Необычное название появилось благодаря географическому расположению здания – на полуострове, где сливаются реки Рона и Сона. Здесь и выросло архитектурное сооружение из конструкции с наклонной стеклянной крышей и отверстием в ней, который напоминает след от падения метеорита. Арт-объект выполнен в стиле деконструктивизма — площадью почти 30 тысяч квадратных метров, строился на протяжении восьми лет. Австрийских архитекторов вдохновили формы алмаза, кристалла и облака. Каждый уровень здания, а их три, имеет свое название. Первый — «Плинтус». Здесь распложены конференц-залы, лекционные аудитории. Второй уровень — «Кристалл», выполненный из прозрачных стёкол, служит местом для встречи гостей. Под самой крышей находится третий уровень — «Облако»: здесь расположены семь временных выставочных галерей и три постоянные. Уже открывшиеся экспозиции посвящены антропологии и естествознанию.

 

Заключение

В результате аналитического исследования можно выявить общую черту, характерную для многих экспозиций, посвященных Арктике и Антарктике- экспо зоны в основном завязываются на одностороннем воздействии на зрителя без возможности ответа, что само по себе, является устаревшим подходом в музейной практике. Недостаточное значение уделяется мультимедийным и интерактивным технологиям, позволяющим усиливать эффект воздействия на человека, заставляя его почувствовать себя в эпицентре событий. Эта проблема ведет к образованию пустот в возрастных группах, являющихся посетителями таких музеев, которые при естественном раскладе событий не становятся таковыми. Музейное пространство имеет важнейшую роль в поддержании культурного и исторического наследия, в зависимости от направленности выставки, и способно воспитывать взгляды на те или иные темы у подрастающего поколения. Учитывая малую заинтересованность подростков и школьников в наше время, можно предполагать, что число посетивших такие консервативные с точки зрения подачи музеи, будет не велико. Таким образом, напрашивается вывод о том, что необходимо всячески привлекать непостоянного зрителя к экспонируемому пространству с помощью искусственно созданной игры, воспроизводящей в некоторой степени среду, о которой необходимо рассказать.